по экологическому воспитанию
«Поляна лекарственных растений»
Проект создавали и принимали участие:
воспитанники средней группы, родители воспитанников и педагоги ДОУ.
Руководитель:
воспитатель Болгова И.И.
2012 год
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Проводя цикл занятий по устному народному творчеству и знакомя детей с русской печкой, мы с детьми выяснили, что печь не только греет и лечит, но и сушит грибы, ягоды, разные травы. Дети узнали, что в давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья. На занятии дети вдыхали аромат трав, которые хранились в специальных мешочках – саше, пытались определить по запаху название травы, с интересом слушали рассказ воспитателя о целебных свойствах известных им трав. Так родилась идея некоторые целебные травы посадить на участке детского сада, организовав «Поляну лекарственных растений». Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как происходит развитие растений. Задача воспитателя: помочь детям увидеть очарование природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили на всю жизнь. Необходимо охранять природу, заботиться о ней – так в раннем возрасте формируют
1000
ся основы экологического воспитания.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников и педагоги ДОУ.
Руководитель проекта: воспитатель Болгова И.И.
Сроки выполнения: февраль – октябрь
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применением для оздоровления организма.
Задачи проекта:
Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, способах применения.
Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
Развивать навыки экспериментирования.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Гипотеза: воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Проектная идея: создать на территории детского сада огород лекарственных трав.
Ожидаемый результат: сформированные знания о лекарственных растениях.
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Формы работы: прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на огороде.
Методы исследования: беседа, наблюдение, практические опыты, чтение рассказов, стихов и загадок.
Материалы и оборудование:
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).
Таблички-указатели с названиями растений.
Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
Папки для гербариев.
Оборудование для труда.
План реализации проекта:
Подготовительный этап (февраль — март 2012 г.)
1. Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта. Отв. Болгова И.И., воспитатель.
2. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. Отв. Воспитатели группы, родители.
3. Изготовление и приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень лекарственных растений для посадки на территории ДОУ. Отв. Воспитатели группы, родители.
Основной этап (апрель – октябрь 2012 г.)
1. Изготовление табличек — указателей с названиями растений. Отв. Воспитатели группы.
2. Разбивка огорода лекарственных трав. Отв. Воспитатели группы.
3. Ведение дневника наблюдений. Отв. Воспитатели группы .
4. Экскурсии по экологической тропе. Отв. Воспитатели группы.
5. Оформление гербария лекарственных трав. Отв. Воспитатели группы.
6. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?» Отв. Воспитатели группы.
7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях. Отв. Воспитатели группы
Заключительный этап (сентябрь — октябрь)
1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду». Отв. Воспитатели группы 2. Проведение КВН «Острый глаз и чуткое ухо» (дети, родители). Отв. Воспитатели группы, родители
3. Подведение итогов реализации проекта.
Реализация проекта
Наблюдение за почвой. Цель: научить детей наблюдать за почвой и описывать ее состояние в разное время суток.
Наблюдение за дождем. Цель: научить детей наблюдать за дождем, сильный или слабый дождь, за его последствиями.
Наблюдения за травой. Цель: познакомить с общим видом, обратить внимание, что встречаются в траве цветы.
Беседа «У всех есть имя». Цель: познакомить с составом трав, каждая травинка имеет название, воспитывать любознательность, умение сравнивать.
Беседа «Зеленые фонтаны травы». Цель: познакомить с разновидностью трав нашей местности, воспитывать эстетические чувства, учить беречь природу, воспитывать правила безопасности во время наблюдений и экскурсий, словарная работа.
Наблюдения за фиалками и одуванчиками. Цель: показать детям массовое цветение одуванчиков. Объяснить детям, что одуванчик — это лекарственное растение. Определить
1000
, какие цветы скоро начнут цвести (фиалки набрали бутоны).
Наблюдения за ромашками. Цель: рассматривать ромашки в цветнике или на лугу, научить аккуратно срезать ромашки.
Опыт «Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки. (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца – это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.
Наблюдения за тысячелистником. Цель: познакомить детей с тысячелистником, объяснить, что это лекарственное растение. Напомнить правила поведения в природе.
Наблюдения за подорожником. Цель: Рассказать детям о лечебных свойствах подорожника, где его можно увидеть.
Наблюдения за Иван – чаем (кипрей). Цель: познакомить с его двойным названием, особенностях цветения и лечебных свойствах.
Беседа «Зеленая аптека». Цель: вспомнить с детьми лекарственные растения и объяснить, как ими можно лечиться: мята перечная, мята лимонная (мелисса), тысячелистник, бессмертник, зверобой, подорожник, полынь, пастушья сумка, спорыш, репейник (лопух), цикорий, ромашка аптечная, гусиная лапчатка или калган.
Прогулки за пределы участка. Прогулка на луг. Цель: научиться быть внимательным к тому, что их окружает. Быть наблюдательным. Контролировать свои действия и действия своих сверстников. Закрепить знания детей о луговых цветах, воспитывать любовь к родному краю. Детей на участке встречает лесная Фея.
Театрализованные игры и развлечения
Развлекательно – познавательная игра «Аптека в природе» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях. Развивать внимание и наблюдательность. Детей на участке встречает доктор Айболит.
Викторина «Острый глаз и чуткое ухо» Цель: закрепить знания детей о птицах, животных, насекомых, деревьях, цветах; развивать память внимание, мышление. 1 задание: «Чуткое ухо». 2 задание: «Острый глаз». 3 задание: «Зеленая аптека». 4 задание: «Художественное». 5 задание: «Отгадай загадку»
Развлечение «Будем с лесом дружить». Цель: Закрепить правила поведения на природе, научить детей оценивать хорошие и плохие поступки.
Народные летние праздники. Цель: познакомить детей с традициями русского народа, воспитывать у них эстетический вкус, закрепить полученные знания.
Троица. Символ береза, березовый сок полезен для здоровья для профилактики авитаминоза, из молодых листьев березы готовят весной витаминизированный чай, березовый веник тоже полезен для здоровья.
7 июля Ивана – Купала, Иван — травник. Собирали лечебные душистые травы.
19 августа «Яблочный Спас». Разрешалось есть садовые плоды и огородные овощи.
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края, гербарии.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.