Ребенок в сказке вырастает мудрым.
И духом тверже и добрее.
1000
Ведь тот, кто сказку с детства
любит, тот в жизни злым уже не
будет.
Мы, взрослые и дети очень любим сказки. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображения будущего ученого, изобретателя, художника. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит на прямую. Самое большое, что она «позволяет себе», это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отожествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Большое количество сказок создано народом. Народная сказка, всегда любима детьми, доступна, и хорошо пересказывается, даже когда не было книг, и в наши дни, когда в группе имеется специальная детская литература. Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью.
Работая с детьми старшей логопедической группы, остро встала проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети проявляли агрессию, быстро обижались, были тревожны. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно, научить ребенка быть добрым, привлекательным, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества. Поэтому в своей работе стала использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации.
Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Работая в логопедической группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка вырывает у кого-то игрушку, бьет игрушками по голове, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог поступить так грубо?. Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими?. Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев. Например: в театрализации сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя.
У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточна кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол.
Когда Ярослав В. появился в моей группе, он был агрессивным, плаксивым, тяжело устанавливал контакт с детьми и взрослыми. От совместных игр и занятий отказывался. Но наблюдая, затем как мы с детьми читае
1000
м сказки, ребенок стал подходить, прислушиваться, постепенно начал проявлять интерес к театрализованной деятельности: брал в руки кукол, рассматривал, внимательно наблюдал за детьми. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, использовала такие сценки, как «Спаси воробушка от кота», «Помоги мышатам», «Два жадных медвежонка», где отражены как положительные, так и отрицательные качества. Ярослав научился мирному разрешению конфликтов, научился справляться со своими эмоциями.
В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, органично.
Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре, размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг. Например, вышел Иван царевич в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей.
Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки.
Когда в своей группе провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня огорчили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают дома, По словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям», «Сказки для девочек и мальчиков». Стала привлекать родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов театров, к участию совместных мероприятий в детском саду.
Родители задают вопрос: «Как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям?». Я отвечаю так: «Читать, обязательно, но с умом, зорко наблюдая за эмоциями ребенка. Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страх
1000
и. Но для того, чтобы читать такие сказки, должно быть, полное доверия ребенка к взрослому. Если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребенком существует полная доверенность, то пока воздержитесь от этого, подождите более благоприятного момента.
Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.