Коррекционно-образовательные цели:
1. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного вни¬мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри-ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко-ординации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной предметной картинке.
— Рассмотрите картинки и назовите.
— Как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
2. Введение в тему
— Правильно.
— Как называются птицы, которые остаются зимовать?
— Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
— Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
3. Рассматривание картинок
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
— Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый г
1000
од (ворона, голубь, воробей).
— А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
— Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
— У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
— Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
— Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
— Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
— Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
— Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
— Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
— Какие это птицы?
— Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
— Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
— Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
— А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
— Какой птички не стало?
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
— Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей
8. Составление предложений по картине
— Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
— Как называется домик с кормом для птиц?
— Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
— Какие птицы прилетели к кормушке?
— Сколько птиц прилетело?
— Что едят синички?
— Какие птицы улетают?
— Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Воспитатель прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.
— Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите — на дерево прилетело много птиц.
Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.
На дереве много… снегирей.
10. Упражнение «Посчитай-ка»
— Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
11. Работа в тетрадях
Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.
12. Итог занятия
— Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
— Что понравилось?
Оценка детей.