Использование компьютерных презентаций на занятиях для детей с ЗПР

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеют особенности в развитии восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации, а так же различные речевые нарушения. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Дети дошкольного в
1000
озраста с задержкой психического развития, имеют особенности в развитии восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации, а так же различные речевые нарушения. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо — речевое развитие детей. Эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному развитию психических процессов и формированию речевых функций. Повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. В структуре занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. Эффективность занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
В детском саду мультимедийные презентации применяются на занятиях в группе для детей с ЗПР. У детей, попадающих в группы ЗПР, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
Таким образом, применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников с ЗПР. Однако, создание учебной презентации для дошкольников с ЗПР имеет ряд особенностей.
1. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.
2. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
3. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
4. Не стоит перегру
1000
жать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий, на которых они используются: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Следует отметить, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, достаточно большого телевизора и пр. Безусловные преимущества занятий — презентаций в экономии времени при подготовке к занятиям; отсутствии необходимости дополнительного подбора наглядного и дидактического материала; повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия.
Таким образом, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *