ДетСад Высоково Без рубрики Здоровье ребёнка

Здоровье ребёнка

БУДЬ ЗДОРОВ — МАЛЫШ!

!
«Лучше тебя самого о твоем здоровье никто не позаботится»
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.
Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физииологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (Кудрявцев Т. В., экологии (С. Н. Николаева, Н. А. Гуняга) и педагогики (И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князев, Н. Н. Ефименко.)
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен.
Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс
довольно сложный и противоречивый. Здоровый образ жизни – категория интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности, на него влияют особенности развития государства, состояние общества и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
1000
Начиная работу с детьми средней группы, отметили высокую заболеваемость детей. По данным обследования врачей специалистов и руководителя по физическому воспитании были отмечены часто болеющие дети, определены группы здоровья детей и коррекционные группы.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников имеющих высшее или среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровья» состоит из трех частей — физическое, психическое, социальное.
Эта проблема была вынесена на очередное родительское собрание, на котором мы поделились своим беспокойством по поводу высокой заболеваемости детей в группе, пониженного интереса родителей к причинам приведших к этим заболеваниям. Наши данные и беседа с врачом педиатром
детского сада заставили задуматься родителей о проблеме здорового образа
жизни детей. Совместно с родителями и специалистами была намечена работа по оздоровлению часто болеющих детей. Работа была поставлена на основе физиологических особенностей детей, о данных заболеваний
подкрепленных рекомендациями врачей специалистов, которые приглашались на встречу с родителями. Работа по оздоровлению часто болеющих детей заинтересовала родителей. Дальнейшая работа вылилась
в акцию «Будь здоров — малыш», которая проводилась в старшей группе в течение года. На основании вышеизложенных наблюдений для дальнейшей работы была поставлена цель;
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Эта цель предопределит творческий поиск более эффективных способов организации оздоровительного процесса по воспитанию у детей здорового образа жизни. Из цели вытекают следующие задачи;
1. Формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды.
2. Развивать творческое отношение к себе, к миру, к своей деятельности
в этом мире через использование необходимых знаний из медицины, психологии, искусства, музыки.
3. Развивать умение объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья.
4. Воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении через двигательную активность, занятий спортом.
Свою работу мы разделили на четыре этапа;
1. этап; ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ. 1. Сбор информации. 2. Составление плана работы. 3. Распределение обязанностей.
2. этап; ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. 1) .Систематизировать имеющие представления у детей о здоровом образе жизни. 2). Заучивание стихов, песен, загадок, чтение художественной литературы. 3). Совместная творческая деятельность. 4). .Проведение подвижных, дидактических, сюжетно- ролевых игр, развлечений.
3. этап; ОСНОВНОЙ. Проведение занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений, акции, праздников.
4. этап; РЕФЛЕКСИВНЫЙ. 1) .Сбор впечатлений, наблюдений. 2) .Выставка работ, поделок, рисунков, фотографий.
Основные направления по сохранению, укреплению и коррекции здоровья детей использованные в нашей работе. 1) .Организация санитарно- гигиенического режима. 2). Физическое воспитание. 3). Лечебно – профилактическая работа. 4). Пропаганда здорового образа жизни. 5). Обучение санитарно — гигиеническим навыкам детей и родителей.)
Основными принципами организации здорового образа жизни выступили;
1. Принцип проблемности — заключающийся в научении ребенка видеть противоречия в конкретной ситуации.
2. Принцип диалогичности — создающий возможность поиска в совместном общении новых мыслей и идей.
3. Принцип коммуникативности — обеспечивающий детям нахо
1000
ждение совместного решения.
4. Принцип научности — содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
5. Принцип систематичности — последовательности расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
6. Принцип доступности — учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
7. Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
8. Принцип индивидуальности – искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
9. Принцип самостоятельности – стимулирующий ребенка к самостоятельному высказыванию идей, путей решения, способов познания.
10. Принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе воспитания.
11. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Перспективное планирование проводилось по разделам:
1) .История человека. 2) .Я познаю себя. 3). Мои помощники. 4) .Работа организма. 5) .Жизнь в мире с природой. 6) .Мы так похожи, но мы такие разные. 7). Жизнь без опасностей.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Поэтому вся работа была построена на тесном контакте со специалистом – экологом, руководителями по физическому воспитанию, музыке, изодеятельности, психологом. Они помогли сделать нашу работу более весомой, разнообразной.
Дошкольное образование — являясь первой ступенью общей системы образования, обязано обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка. .Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий и адаптации детей к школе стала приоритетным направлением в деятельности детей подготовительной группы. Оно выражается через продолжение обучение и закрепление детьми элементарных приемов здорового образа жизни. Профилактические методики (оздоровительные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, физминутки, массаж, фито, психотерапия) стали неотъемлемой частью в жизни группы .
Дальнейшее формирование здорового образа жизни ребенка будет происходить в определенной социальной, школьной среде. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и использовали в своей работе. Задача преемственности должна решаться одновременно, а для этого нужны прочные и постоянные контакты со школой. Рядом с ЦРР № 215 находятся школы №31, №60 в которых большинство наших воспитанников будут учиться, поэтому в течение года, в подготовительной группе проводится ознакомительная работа со школой, учителями начальных классов, проводятся совместные мероприятия, которые помогут нашим воспитанникам успешно адаптироваться в школе. Быстрые темпы развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Но способности к здоровому образу жизни, как и любые другие способности не появятся сами собой, их необходимо развивать, формировать, дополнять различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствовать. Поэтому здоровому образу жизни постоянно надо учиться, а значит учить детей.

Related Post

Аттестация в детском садуАттестация в детском саду

Этот материал может вам пригодиться при аттестации в детском саду. Заранее просмотрите не откладывайте на потом. Здесь Вы найдете, как нужно правильно оформить свою работу при аттестации доу то, что

Нужен ли ребенку дневной сонНужен ли ребенку дневной сон

Не раз, столкнувшись с проблемой дневного засыпания, родители начинают задумываться, а так ли необходим их карапузу дневной сон? Ведь если он наотрез отказывается засыпать днём и при этом прекрасно себя