Цель: расширять знания детей о вреде и пользе огня, как человек научился управлять огнем, закреплять знания детей о том ,к чему может привести неосторожное обращение с огнем, знать и соблюдать правила поведения при пожаре, дать знания о мерах предосторожности при пользовании электроприборами , об электрическом токе, учить действовать в нестандартных ситуациях, развивать речевую активность, мышление, учить рассуждать.
Материал: электрический провод, знаки «Опасно» «Высокое напряжение», картинки с изображением электроприборов, плакат с кроссвордом, конверт с письмом, ленточки красного и синего цвета.
Ход занятия:
1.Воспитатель- я покажу вам знак, как он называется?Назовите опасности, с которыми может встретиться человек в жизни.(авария, наводнение, животные, ядовитые грибы и ягоды и т. д.)
Правильно, а сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих опасностей:
Что , дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Верно, это – огонь.
2.Воспитатель сообщает детям о письме ,которое оказалось в почтовом ящике в группе. На конверте знак «Опасно».
— Письмо от Предупреждалкина .Теперь понятно почему на конверте такой знак.
Воспитатель зачитывает письмо.
-«В городе участились пожары, происходят несчастные случаи с детьми и я хочу предупредить вас о необходимости осторожного обращения с огнем и электричеством. Я приготовил для вас задания, выполните и
1000
х и я за вас спокоен.
Ваш Предупреждалкин.»
Ребята, разгадайте кроссворд и поймете о чем я хочу вас предупредить
1.чтобы не было огня
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая…(спичка)
2. кто меня не бережется
Очень сильно обожжется.(огонь)
3. хоть и маленькая я ,
Но недолго до огня.(искра)
4. с чем бежит курочка заливать Кошкин дом?(ведро)
5. где с огнем беспечны люди
Обязательно он будет.(пожар)
Какое получилось слово в красных клеточках?(пожар)
— о чем Предупреждалкин нас предупреждает?
— От чего может произойти пожар?
Запомните правила: нельзя играть спичками и самим разводить костер.
3. А сейчас я расскажу вам сказку про огонь.
-Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел- по лесам, домам, деревьям. Никого не щадил Огонь на своем пути и был злейшим врагом всего живого .Он сжигал все на своем пути . И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе ,Человек, со мной силой мериться.» А Человек настаивал на своем и Огонь согласился .Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить . Взмолился Огонь: «Не туши меня , Человек, верой и правдой служить тебе буду.» Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
— Скажите, для чего человеку нужен огонь?(чтобы приготовить еду, согреться, осветить помещение, зажечь свечу и т. д.)
Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям .В моторе автомобиля работает огонь и приводит машину в движение. Огонь печет хлеб, плавит металл, даже ракеты в космос поднимает. Но , когда огнь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому. по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
4. Чтобы не произошла беда мы сейчас научимся «тушить огонь» и поиграем в игру «Огонь- вода».Дети с красной ленточкой — огонь, с синей- вода .Дети с синей лентой должны собрать все красные.( играем 1-2 раза).
5. Послушайте загадки и догадайтесь, о каких предметах идет речь. Найдите их на картинках.
1.у окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.( телевизор)
2. плывет электроход
То назад , то вперед.(утюг)
3. На столе я нахожусь,
Вам, ребята, пригожусь.
Меня вечером включите,
Когда читать вы захотите.( настольная лампа)
4. я и важен , я и нужен,
Лишь включите вы меня.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу
И вас чаем напою.( электрочайник)
5. он один на целом свете
Радуется с пылью встрече
Ее быстро соберет
И порядок наведет.( пылесос)
Молодцы, все загадки отгадали. Как все эти приборы называются? ( электрические приборы). О чем Предупреждалкин хочет нас предупредить?( ответы детей).
-Да, он напоминает нам, что некоторыми приборами можно пользоваться только в присутствии взрослых, т. к. это приборы, работающие на электрическом токе. Какие это приборы?( утюг, чайник, плита).
6. Еще одно задание: найдите в группе необычные предметы, что же это за предметы? Давайте вместе их поищем.
Дети находят оборванный электрический провод, который свешивается со стены.
-Что же делать? ( ответы детей).
-Мы не знаем почему этот провод оборван, не знаем , что случилось, не знаем есть ли в проводе ток, поэтому трогать его нельзя, т. к. может ударить током, а это опасно для жизни. А куда нужно сообщить об оборванном проводе?
-Правильно, нужно обязательно сообщить взрослым или позвонить по телефону. Кто знает, куда будем звонить?
-Для чрезвычайных ситуаций существует специальный номер телефона « 01».По этому номеру звонят и в случае пожара. Но как пожарные узнают , куда им ехать? Конечно, мы сообщим, где мы находимся: укажем улицу, дом, какие-то ориентиры. Давайте потренируемся это делать( звонят по игрушечному
1000
телефону).
Дети замечают воздушный шарик, а рядом знак «Высокое напряжение».
-Можно ли снять шарик?
Оказывается, если висит такой знак , то это предупреждение о высоком напряжении .Мы правильно сделали, что не полезли за шариком, это опасно! У нас в детском саду тоже есть такой знак. Где мы его с вами видели?
7.Игра «Кросс- вопрос»
Здесь спрятана картинка, если мы правильно ответим на все вопросы, то сможем узнать, что там изображено.
Вопросы к детям:
-как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара? (пожарные).
-какая у них работа? (трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям).
-какими должны быть пожарные? ( сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, решительными).
-почему они должны быть сильными и смелыми? ( они выносят людей из огня).
-зачем пожарные надевают противогаз? ( чтобы можно было дышать при задымлении).
-по какому номеру вызывают пожарных? ( 01).
-что нужно сообщить пожарным? ( что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры).
-Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина .На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
8. Давайте закрепим правила поведения при пожаре:
-в случае пожара вызвать пожарных по телефону « 01».
— кричать и звать на помощь взрослых.
— закрыть рот, нос и голову мокрым полотенцем.
-двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
— не бояться, слушаться во всем пожарных.
-Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность ,а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огнь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.
9. Просмотр мультимедийной презентации «Огонь-друг, огонь-враг».
10. Итог занятия.