Коррекционно-развивающая среда.pptx] turbobitСОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Вопрос создания коррекционно-развивающей среды в детском доме- интернате для умственно — отсталых детей № 2 на сегодняшний день стоит особо актуально.
Коррекционно — развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем в коррекционной педагогике до настоящего времени не разработаны методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей среды в данных учреждениях. В этом случае необходимо опираться на основные общедефектологические концептуальные принципы предметно — развивающей среды, а также дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей.
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок будет усваивать программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению программного материала. Создание среды позволило более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют формированию и пониманию элементарных умений и навыков.
Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей с ментальными нарушениями, предполагает:
• диагностическое изучени
1000
е ребёнка для уточнения возможностей с учётом зоны ближайшего развития;
• взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
• построение занятий с учётом зоны ближайшего развития;
• построение воспитания и обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);
• использование игровой мотивации на всех занятиях;
• совместная работа воспитателя, логопеда, специалиста комнаты Монтессори .
Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционно – реабилитационный процесс. Среда оказывает влия-ние на уровень, на эффективность коррекционно — реабилитационного процесса.
Она обуславливает цели специального воспитания:
1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии;
2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом;
3) поиск более эффективных путей для развития наших детей. Для этого мы и создали в группе такую развивающую среду, которая помогает максимально корректировать недостатки развития.
Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду любой возрастной группы детей с ментальными нарушениями, необходимо учитывать психологические особенности данной категории детей, на которую нацелена данная среда.
Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, — их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основ-ных задач с детьми детского дома- интерната №2:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация — как итог всей работы.
Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии. Однако для правильной организации коррекционно-развивающей среды необходимо знать основные принципы ее построения.
При построении развивающей среды в группе я учитывала следующие принципы :
• принцип открытости и доступности;
• гибкого зонирования;
• стабильности–динамичности развивающей среды;
• полифункциональности.
Коррекционно-развивающая среда базируется на учете «зоны актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития», на принципах поэтапного, многоступенчатого подведения ребенка в коррекционно-развивающую среду. Одним из общих правил организации среды является критерий ее доступности для ребенка. Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения ее оборудованием, дидактическими мате-риалами, содержанием работы, с коррекционно-реабилитационной направленностью на конкретный запрос детей.
В своей группе я выделила специальные «коррекционные зоны», (центры) и придумала необычные названия им.