!
«Лучше тебя самого о твоем здоровье никто не позаботится»
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.
Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физииологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (Кудрявцев Т. В., экологии (С. Н. Николаева, Н. А. Гуняга) и педагогики (И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князев, Н. Н. Ефименко.)
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен.
Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс
довольно сложный и противоречивый. Здоровый образ жизни – категория интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности, на него влияют особенности развития государства, состояние общества и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
1000
Начиная работу с детьми средней группы, отметили высокую заболеваемость детей. По данным обследования врачей специалистов и руководителя по физическому воспитании были отмечены часто болеющие дети, определены группы здоровья детей и коррекционные группы.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников имеющих высшее или среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровья» состоит из трех частей — физическое, психическое, социальное.
Эта проблема была вынесена на очередное родительское собрание, на котором мы поделились своим беспокойством по поводу высокой заболеваемости детей в группе, пониженного интереса родителей к причинам приведших к этим заболеваниям. Наши данные и беседа с врачом педиатром
детского сада заставили задуматься родителей о проблеме здорового образа
жизни детей. Совместно с родителями и специалистами была намечена работа по оздоровлению часто болеющих детей. Работа была поставлена на основе физиологических особенностей детей, о данных заболеваний
подкрепленных рекомендациями врачей специалистов, которые приглашались на встречу с родителями. Работа по оздоровлению часто болеющих детей заинтересовала родителей. Дальнейшая работа вылилась
в акцию «Будь здоров — малыш», которая проводилась в старшей группе в течение года. На основании вышеизложенных наблюдений для дальнейшей работы была поставлена цель;
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Эта цель предопределит творческий поиск более эффективных способов организации оздоровительного процесса по воспитанию у детей здорового образа жизни. Из цели вытекают следующие задачи;
1. Формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды.
2. Развивать творческое отношение к себе, к миру, к своей деятельности
в этом мире через использование необходимых знаний из медицины, психологии, искусства, музыки.
3. Развивать умение объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья.
4. Воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении через двигательную активность, занятий спортом.
Свою работу мы разделили на четыре этапа;
1. этап; ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ. 1. Сбор информации. 2. Составление плана работы. 3. Распределение обязанностей.
2. этап; ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. 1) .Систематизировать имеющие представления у детей о здоровом образе жизни. 2). Заучивание стихов, песен, загадок, чтение художественной литературы. 3). Совместная творческая деятельность. 4). .Проведение подвижных, дидактических, сюжетно- ролевых игр, развлечений.
3. этап; ОСНОВНОЙ. Проведение занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений, акции, праздников.
4. этап; РЕФЛЕКСИВНЫЙ. 1) .Сбор впечатлений, наблюдений. 2) .Выставка работ, поделок, рисунков, фотографий.
Основные направления по сохранению, укреплению и коррекции здоровья детей использованные в нашей работе. 1) .Организация санитарно- гигиенического режима. 2). Физическое воспитание. 3). Лечебно – профилактическая работа. 4). Пропаганда здорового образа жизни. 5). Обучение санитарно — гигиеническим навыкам детей и родителей.)
Основными принципами организации здорового образа жизни выступили;
1. Принцип проблемности — заключающийся в научении ребенка видеть противоречия в конкретной ситуации.
2. Принцип диалогичности — создающий возможность поиска в совместном общении новых мыслей и идей.
3. Принцип коммуникативности — обеспечивающий детям нахо
1000
ждение совместного решения.
4. Принцип научности — содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
5. Принцип систематичности — последовательности расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
6. Принцип доступности — учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
7. Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
8. Принцип индивидуальности – искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
9. Принцип самостоятельности – стимулирующий ребенка к самостоятельному высказыванию идей, путей решения, способов познания.
10. Принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе воспитания.
11. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Перспективное планирование проводилось по разделам:
1) .История человека. 2) .Я познаю себя. 3). Мои помощники. 4) .Работа организма. 5) .Жизнь в мире с природой. 6) .Мы так похожи, но мы такие разные. 7). Жизнь без опасностей.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Поэтому вся работа была построена на тесном контакте со специалистом – экологом, руководителями по физическому воспитанию, музыке, изодеятельности, психологом. Они помогли сделать нашу работу более весомой, разнообразной.
Дошкольное образование — являясь первой ступенью общей системы образования, обязано обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка. .Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий и адаптации детей к школе стала приоритетным направлением в деятельности детей подготовительной группы. Оно выражается через продолжение обучение и закрепление детьми элементарных приемов здорового образа жизни. Профилактические методики (оздоровительные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, физминутки, массаж, фито, психотерапия) стали неотъемлемой частью в жизни группы .
Дальнейшее формирование здорового образа жизни ребенка будет происходить в определенной социальной, школьной среде. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и использовали в своей работе. Задача преемственности должна решаться одновременно, а для этого нужны прочные и постоянные контакты со школой. Рядом с ЦРР № 215 находятся школы №31, №60 в которых большинство наших воспитанников будут учиться, поэтому в течение года, в подготовительной группе проводится ознакомительная работа со школой, учителями начальных классов, проводятся совместные мероприятия, которые помогут нашим воспитанникам успешно адаптироваться в школе. Быстрые темпы развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Но способности к здоровому образу жизни, как и любые другие способности не появятся сами собой, их необходимо развивать, формировать, дополнять различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствовать. Поэтому здоровому образу жизни постоянно надо учиться, а значит учить детей.