Очень старое лекарство
Цель: познакомить детей с лечебными свойствами активированного угля.
Задачи
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, поощрять умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать выводы.
Обучающие задачи: дать знания о природных богатствах нашей земли, показать необходимость добычи полезных ископаемых для нужд людей. . Расширять знания детей о взаимодействии различных веществ. Систематизировать и уточнять представления детей о химических реакциях. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ.
Воспитывающие задачи: учить самостоятельно, проводить опыт, соблюдая правила безопасности. Обогащать словарь детей.
Оборудование: иллюстрации, фрагмент каменного угля, лупа, упаковка медикаментов «активированный уголь». Пробирки с подкрашенной голубой жидкостью, фартуки, перчатки, бумажные салфетки, металлические ложечки.
Ход
Людям требуется огромное количество энергии для обогрева и освещения домов, работы заводов, фабрик. Транспорт так же нуждается в топливе.
Загадки
Есть три родных брата: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется. (огонь, вода, ветер)
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко (солнце).
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет (река).
Кругом вода, а с питьем бе
1000
да (море).
Люди сумели обуздать природные стихии и построили мощные электростанции, которые работают на энергии воды, солнца, ветра и полезных ископаемых
Человек сказал Днепру:
— Я стеной тебя запру.
Ты с вершины будешь прыгать,
Ты машины будешь двигать!
— Нет, — ответила вода, —
Ни за что и ни когда.
Идет бурильщик,
Точно слон от ярости трясется он.
Железным хоботом звенит
И бьет без промаха в гранит.
Где вчера качались лодки, —
Заработали лебедки.
Где речной шумел тростник, —
Разъезжает паровик.
Заготовили бетона
Триста, тридцать, три вагона,
Девятьсот кубов земли
На платформах увезли.
И встают со дна реки
Крутобокие быки.
У быков бушует пена,-
Но вода им по колено. (С,Маршак)
Показ иллюстраций электростанций.
Большую часть энергии получают от сжигания каменного угля, нефти, природного газа. Еще полвека назад каменный уголь был главным энергетическим богатством нашей страны.
Рассмотреть фрагмент каменного угля в лупу (черный, твердый, блестящий, слоистый).
— Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (предположения детей)
— Долгое время считалось, что уголь сроним с камнем, но камни не горят.
— Почему же горит уголь? (предположения детей)
— Русский ученый Ломоносов разгадал эту тайну. Уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Если рассмотреть кусочек угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян, даже насекомых (рассмотреть снимок).
Я чудесный уголек,
Черный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю.
Уголь используют для плавки металлов, из него делают горючее, удобрение, краски, стекло и даже лекарства.
Физминутка
«Что умеет делать» триз
Формировать умение выявлять функции объектов.
Ветер — дует, охлаждает, вертит, крутит…(обыгрывать)
Солнце –греет, светит, сушит..
Вода – капает, льет, течет, моет…
Сказка о угольке.
В одном государстве приказал король принести во дворец все самое чудесное , чем богата его владение. И чего только не принесли – цветы диковинные, зверей невиданных, камней самоцветных. А бедный мужичок принес простой черный уголек. Прогнал король мужика, не захотел руки марать об уголь. Только в тот же миг стало в государстве темным-темно, холодно. Остановилась электростанция. Пропало оружие в армии. Поблекли краски в картинной галерее. Даже пуговицы с одежды исчезли. В аптеках лекарства пропали. Взмолился король: «Прости, мужичок, верни уголек». Вернулся уголек к людям и служит верой и правдой им.
Сейчас в аптеках продается много прекрасных лекарств. Но в каждой семье хранятся и используются таблетки активированного угля.
Рассмотреть.
Напомнить, что лекарства нужно принимать только по назначению врача и под присмотром взрослых. Эти таблетки пригодятся нам при проведении опыта.
Это лекарство принимают, когда болит живот. Его очень смешно глотать – оно шипит, когда его запиваешь водой. Как оно действует мы узнаем, проведя опыт.
Мы будем работать в лаборатории, с хрупкими стеклянными предметами, медикаментами поэтому необходимо соблюдать осторожность (надеть фартуки, перчатки)
Опыт
На столах пробирки с подкрашенной светло-голубой водой. Дети, под руководством педагога, размельчают таблетку активированного угля в порошок (на бумажных салфетках, используя ложечки как пресс) и добавляют в воду. Пробирка закрывается пальцем и взбалтывается.
Дети наблюдают, как вода становится прозрачной.
Вывод: уголь похож на маленькую губку. В ней много отверстий – пор. В эти отверстия впитались частички краски. Они спрятались в угле, вода стала бесцветной.
Физминутка триз
«Город маленьких человечков»
Закрепить знания о твердых, жидких, газообразных состояниях.
В город наш большой
Влетел ветер непростой,
В нем микробы и бактерии
Стали бегать и играть,
Щипать, кусать и обижать.
Круглый, черный, большой дом
Открыл двери и окно,
В миг микробы залетели
Выбраться назад не смели.
Когда болит живот, микробы образуют вредные вещества, а уголь впитывает их, боли уходят.
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Желаю вам быть здоровыми, любознательными, находить ответы на вопросы, радоваться новому дню