Конспект нод познание "посещение музея Русская изба"

Конспект по образовательной области Познание старшая группа
Посещение музея Русская изба

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
на тему: «Русская изба»
в старшей группе

Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.
• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, . чугунок)
Материалы и оборудование:
• Предметы домашнего обихода
• Пластилин ,дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:
• Коммуникация.
• Музыка.
• Художественная литература.
• Художественное творчество.

Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок.
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Д
1000
авным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
-А для чего она нужна? (ответ детей).
-Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим:
« Без печи хата – не хата».
« Когда в печи жарко – тогда и варко».
« Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы.
— О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
— Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.
-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).
— В чугунке варили кашу, щи.
— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Вот какую загадку загадаю, послушайте:
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
( Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка:
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую.У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
(Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок). Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязател
1000
ьно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
— Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия: — Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).

используемая литература : Вахрушев А.А «здравствуй мир»

Худякова Елена Васильевна воспитатель МАДОУ детский сад №39»Рябинка» Домодедовский район ,Московской обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *