Конспект НОД по образовательной области «Познание

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему: «Русская изба»

в старшей группе

Конспект НОД по образовательной области «Познание»  на тему: «Русская изба»  в старшей группе

Программное содержание:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.

* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

* Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, . чугунок)

Материалы и оборудование:

* Предметы домашнего обихода

* Пластилин ,дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:

* Коммуникация.

* Музыка.

* Художественная литература.

* Художественное творчество.


….. Для прочтения полностью нажмите «Подробнее»….

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему: «Русская изба»

в старшей группе

Конспект НОД по образовательной области «Познание»  на тему: «Русская изба»  в старшей группе

Программное содержание:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.

* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

* Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, . чугунок)

Материалы и оборудование:

* Предметы домашнего обихода

* Пластилин ,дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:

* Коммуникация.

* Музыка.

* Художественная литература.

* Художественное творчество.

Предварительная работа:

* Чтение русских народных сказок.

* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель:
Войдя в избу, что вы увидели?

Дети:
Печь.

Воспитатель:
Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

« Без печи хата – не хата».

« Когда в печи жарко – тогда и варко».

« Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель:
Молодцы.

— О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

— Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

— В чугунке варили кашу, щи.

— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли
1000
в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать (Дети останавливаются) Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

.

Посмотрите на одежду мужскую и женскую.У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

(Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок). Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

— Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия:

— Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

— Вам понравилось? (Ответ детей).

— Что нового вы узнали? (Ответ детей).


используемая литература : Вахрушев А.А «здравствуй мир»

Худякова Елена Васильевна воспитатель МАДОУ детский сад №39»Рябинка» Домодедовский район ,Московской обл.

Моя почта: elena13101976@mail.ru

Мой адрес Москоская обл Домодедовский район

п/о Барыбино д.Гальчино ул. Бульвар 60 лет СССР д.14.кв.33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *